Накануне юбилея ШКОЛЫ РЕАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ( по-японски, СИН-ДЗЮЦУ РЮ™ 真術流 ) поневоле задумываешься о Пути, пройденном за эти годы. Задумываешься о становлении Школы, которая давно уже получила заслуженное признание не только в России, но и за её пределами. А в начале 90-х, когда мы только начинали свой Путь, само понятие Школы Боевых Искусств было овеяно неким ореолом романтики, как впрочем и всё, что было связанно с Боевыми Искусствами. Давайте попробуем выяснить, что же представляла собой в прошлом и представляет собой ныне ШКОЛА БОЕВЫХ ИСКУССТВ ?

На мой взгляд, имеет смысл вначале рассмотреть термин ШКОЛА БОЕВЫХ ИСКУССТВ ( Ш.Б.И. ), принятый в Японии. Конечно, в этой стране многое формализовано и, тем не менее, никто не будет отрицать тот факт, что феномен Ш.Б.И. полнее всего раскрылся именно здесь. Этот термин звучит по-японски как РЮ 流 ( дословно, "течение, стиль") или РЮХА 流派 ( дословно, "школа, стиль" ). Итак, обратимся к истории... Средневековую Японию буквально рвали на части междоусобные войны. Спрос на передачу умений и навыков, необходимых воинам для выживания, был велик. И вполне закономерно, что по всей Японии создавались Ш.Б.И. для передачи весьма специфических знаний. В них более опытные и искусные ветераны делились своим боевым опытом и передавали навыки в различных воинских науках молодому поколению воинов.

Затем, более двух с половиной веков мира принесли на землю Японии принципиальные изменения в практику обучения Б.И. Но и в средневековье, и пару веков назад, Ш.Б.И. тем не менее, играли роль формализованного инструмента по передаче боевых навыков. Сложилась определённая система передачи знаний, когда Глава Ш.Б.И. - СОКЭ 宗家 ( дословно, "глава семьи" ), в зависимости от обстоятельств, использовал один из двух способов: КУДЭН 口伝 ( дословно, "устное сообщение" ) или ИССИСОДЭН 一子相伝 ( дословно, "сообщение сыну" ). В свою очередь, в этих системах была принята следующая классификация: СЁДЭН 初伝 ( дословно, "первая передача" ), ТЮДЭН 中伝 ( дословно, "средняя передача" ), ОКУДЭН 奥伝 ( дословно, "глубокая передача" ) и затем МЭНКЁ КАЙДЭН 免許皆伝 ( дословно, "посвящение в тайну" ). Передача же всех знаний Ш.Б.И. называлась СОДЭН 総伝 ( дословно, "наследование" ). Также стоит отметить различие между двумя типами подобной передачи: ФУКАНДЗЭН СОДЭН 不完全総伝 ( дословно, "неполное наследование" ) и КАНДЗЭН СОДЭН 完全総伝 ( дословно, "полное наследование" ). Первый вариант означал, что обладатель такого рода лицензии мог передавать знания, как СИХАН 師範 ( дословно, "главный инструктор" ), однако он не имел права выдавать лицензии высокого уровня без одобрения СОКЭ.

Двадцатый век внёс коренные изменения в само понятие Ш.Б.И. Не стану повторяться по поводу КОНКРЕТИКИ В ПОНЯТИЯХ, равно как и новой СИСТЕМЫ КЮ-ДАН, которая пришла на смену традиционным системам передачи знаний в Ш.Б.И. Полагаю, что многим из вас известна поговорка о испытании огнём, водой и медными трубами. Что касается первых двух испытаний, можно сказать, что они не столь страшны, как последнее - третье по счёту. Именно это испытание способно умножить на ноль всё, чего ранее достиг испытуемый. Кто из нас не любит, когда его "гладят по шубе", его хвалят, им восхищаются, его превозносят. Вкрадчивая лесть и щедрая похвала легко позволяют завоевать расположение многих. Тем более, когда речь идёт о тех, кто хочет достичь вершин. Но, как верно сказал один известный Вам СОКЭ © "Желание быть богом чертовски заманчиво".

Следует отметить, что сегодня испытание медными трубами достигло небывалых масштабов именно благодаря Интернету. Экран монитора для большинства пользователей стал некоей дверью в Зазеркалье, за которой искажается всё, что можно легко проверить в реальном мире. Ещё вчера нужно было учиться долгие годы, чтобы стать Экспертом Б.И. А сейчас вам просто продают диплом или сертификат, подтверждающий ваши "небывалые способности". Ведь, как говорил в своё время Остап Бендер: "При современном развитии печатного дела на Западе, напечатать документ - это такой пустяк, что об этом смешно говорить". И падкие на лесть, готовы заказать в Интернете красивый пояс никому неизвестного Б.И. или получить диплом "грандмастера" неизвестной федерации. Чтобы продемонстрировать всему миру то, к чему кто-то стремился годами, проливая пот и кровь на тренировках или на поле боя. Увы, понять, кто есть кто по ту сторону экрана монитора, зачастую не представляется возможным. Там, смело скрываясь за брутальными "никами", завсегдатаи будо-форумов, превратившихся в некие завалинки для "одноразовых посетителей додзё" и "импотентов реального боя", рассуждают с видом знатоков обо всём, что прямо или косвенно связано с миром Б.И. Но оставим на совести этих пустобрехов, как порой неприкрытое хамство, так и вопиющее невежество в настоящей сфере. Ибо, как верно говорится о подобных фигурантах: "собаки лают, а караван идёт"...

Если уж мы с Вами заговорили о Ш.Б.И, то я предлагаю начать, что называется, "от печки" и взглянуть не столько на создателя Ш.Б.И., сколько на то, ЧТО ОН СОЗДАЛ. Потому что очень часто за Ш.Б.И. выдают не что иное, как ДОДЗЁ 道場 ( дословно, "место постижения Пути" ), счёт коим во всём мире может идти на сотни тысяч, если не на миллионы. Именно из этих ДОДЗЁ со временем и могут вырасти РЮ, как полноценные Ш.Б.И. Но тем не менее, скороспелые "школы" множатся и зачастую некто провозглашает создание оной раньше, чем его ученики начинают появляться на её пороге. Хотя, на мой взгляд, сначала нужно ОБУЧИТЬ КОГО-ЛИБО тому, что УМЕЕШЬ САМ. Затем, ученики должны ПОКАЗАТЬ НА ДЕЛЕ, чему они научились. И лишь затем, на суд Экспертов можно выставлять то, что теперь по праву может претендовать на имя ШКОЛЫ. То есть, на определённую СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ, которая имеет ярко выраженные ОТЛИЧИЯ. Либо, не менее ярко выраженную СВЯЗЬ со Школой, на происхождение от коей вновь созданная Школа претендует. И главное - можно говорить о СОСТОЯВШЕЙСЯ Ш.Б.И. лишь тогда, когда СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ и ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ в этой Ш.Б.И. прослеживается ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ: от Учителя к Ученикам, а от них, в свою очередь - к их Ученикам !

И по меньшей мере, смешно и нелепо выглядят те, кто именует себя ПРЕЕМНИКАМИ ФАМИЛЬНЫХ ШКОЛ , ведущих свою родословную от неизвестных никому "мастеров прошлого". Как кстати, не менее смешно и нелепо выглядят и те, кто претендует на создание неких "новаторских школ", в которых любой Эксперт видит слепленную на скорую руку компиляцию из известных ныне аутентичных Школ. Всем этим САМ-ДАЛ-СОКЭ и ОХ-СЭНСЭЯМ вероятно невдомёк, что рано или поздно им придётся ответить на вопрос: КТО ОНИ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ ? Ведь приходится признать, что все оценки данные ранее, проверяются... Временем. Только этот пытливый экзаменатор в состоянии расставить все точки над Ё. Помирить спорщиков, посмеяться над выскочками, раздать заслуженные награды или обернуть в пыль то, что ещё недавно казалось столь незыблемым. Увы, лишь ему - Времени, подвластна расстановка на свои места всего, что люди столь старательно маскируют под чужими именами. И дай Бог, чтобы тем, кто сегодня создаёт Ш.Б.И., не было стыдно за своё детище по прошествии Времени.

С уважением,
Шепрут Олег Юрьевич, СОКЭ


4 ноября 2014 года